Учитель-логопед МБОУ «СОШ №27»
Гладько Ирина Александровна
Учитель
начальных классов
Павлова Ирина
Владимировна
В последние годы в городе Ангарске значительно
возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в
начальной школе.
Проблема нарушений письма и чтения - одна из самых актуальных для школьного
обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего
получения знаний учащимися.
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.
Нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов. Однако и до настоящего времени эффективность работы по коррекции дисграфии недостаточно высока. По данным логопедических обследований, количество детей с дисграфией в младших классах массовой школы достигает 30%.
Нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка. Специфическое расстройство письма (дисграфия) влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.
Таким образом, формирование мыслительных операций способствует становлению как учебной деятельности в целом, так и овладению процессом письма.
В настоящее время для устранения нарушений письменной речи и снижения уровня устойчивых специфических ошибок письма у младших школьников учителю-логопеду необходимо использовать синтез методик по психологии, нейропсихологии и нетрадиционные методы.
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.
Нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов. Однако и до настоящего времени эффективность работы по коррекции дисграфии недостаточно высока. По данным логопедических обследований, количество детей с дисграфией в младших классах массовой школы достигает 30%.
Нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка. Специфическое расстройство письма (дисграфия) влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.
Таким образом, формирование мыслительных операций способствует становлению как учебной деятельности в целом, так и овладению процессом письма.
В настоящее время для устранения нарушений письменной речи и снижения уровня устойчивых специфических ошибок письма у младших школьников учителю-логопеду необходимо использовать синтез методик по психологии, нейропсихологии и нетрадиционные методы.
Нарушения процесса овладения письменной речью в настоящее время рассматриваются
в различных аспектах: клиническом, психологическом, нейропсихологическом,
психолингвистическом, педагогическом
Наиболее часто встречающаяся форма нарушений письменной речи у детей -аграмматическая дисграфия.
Наиболее часто встречающаяся форма нарушений письменной речи у детей -аграмматическая дисграфия.
Связана
она с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично,
т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»).
Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения
и текста.
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.
Среди причин, вызывающих дисграфию, выделяют:
1. обусловленная
вредными воздействиями или наследственной предрасположенностью задержку в
формировании важных для письма функциональных систем;
2. нарушения
устной речи органического генеза;
3. трудности
становления у ребенка функциональной асимметрии полушарий (латерализации);
4. задержка
в осознании ребенком схемы тела.
5. нарушения
восприятия пространства и времени
Спровоцировать ее появление могут аффективные расстройства.
Таким образом, трудности в овладении письменной речью возникают, в основном, как результат сочетания трех групп явлений: биологической недостаточности мозговых систем; возникающей на этой основе функциональной недостаточности; средовых условий, предъявляющих повышенные требования к отстающим в развитии или незрелым психическим функциям.
Таким образом, трудности в овладении письменной речью возникают, в основном, как результат сочетания трех групп явлений: биологической недостаточности мозговых систем; возникающей на этой основе функциональной недостаточности; средовых условий, предъявляющих повышенные требования к отстающим в развитии или незрелым психическим функциям.