суббота, 22 февраля 2014 г.

« Причины нарушений письменной речи у младших школьников»



Учитель-логопед МБОУ «СОШ №27»
             Гладько Ирина Александровна
                               Учитель начальных классов
    Павлова Ирина Владимировна  
  В последние годы в городе Ангарске значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе.
     Проблема нарушений письма и чтения - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

      Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.
     Нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов. Однако и до настоящего времени эффективность работы по коррекции дисграфии недостаточно высока. По данным логопедических обследований, количество детей с дисграфией в младших классах массовой школы достигает 30%.
     Нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка. Специфическое расстройство письма (дисграфия) влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.
     Таким образом, формирование мыслительных операций способствует становлению как учебной деятельности в целом, так и овладению процессом письма.
     В настоящее время для устранения нарушений письменной речи  и снижения уровня устойчивых специфических ошибок письма у младших школьников учителю-логопеду необходимо использовать синтез методик по психологии, нейропсихологии  и нетрадиционные методы.
     Нарушения процесса овладения письменной речью в настоящее время рассматриваются в различных аспектах: клиническом, психологическом, нейропсихологическом, психолингвистическом, педагогическом
      Наиболее часто встречающаяся форма нарушений письменной речи  у детей -аграмматическая дисграфия.
Связана она с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
     Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.
     Среди причин, вызывающих дисграфию, выделяют:
1.             обусловленная вредными воздействиями или наследственной предрасположенностью задержку в формировании важных для письма функциональных систем;
2.             нарушения устной речи органического генеза;
3.             трудности становления у ребенка функциональной асимметрии полушарий (латерализации);
4.             задержка в осознании ребенком схемы тела.
5.             нарушения восприятия пространства и времени  
      Спровоцировать ее появление могут аффективные расстройства.
      Таким образом, трудности в овладении письменной речью возникают, в основном, как результат сочетания трех групп явлений: биологической недостаточности мозговых систем; возникающей на этой основе функциональной недостаточности; средовых условий, предъявляющих повышенные требования к отстающим в развитии или незрелым психическим функциям.